75 прекрасных лет
Валентина Михайловна Чернова – это целая эпоха в жизни Большой Константиновки. Из 42 лет педагогического стажа 39 она проработала в местной школе. 22 года из них — директором.
Валентина Михайловна Чернова – это целая эпоха в жизни Большой Константиновки. Из 42 лет педагогического стажа 39 она проработала в местной школе. 22 года из них — директором. Почти в каждой семье найдутся ее ученики. Настойчивая, деятельная, энергичная, с неутолимой жаждой деятельности и волевым характером, что всегда помогало ей преодолевать все преграды. Воспоминания о школе, минувших годах у Валентины Михайловны самые теплые. 4 января ветерану педагогического труда и замечательной женщине исполнится 75 лет!
Фотоальбомов у Валентины Михайловны много. Увесистые, с плотными картонными листами и фотографиями с узорчатыми краями. Что поменьше — современные, блестящие, снимки в них цветные. На одной — задорные девчонки и мальчишки собрались вокруг учителя, внимательно слушают. На другой – выстроились на торжественную линейку. А вот и сама Валечка – еще малышка, в заботливых родительских руках.
У четы Самойловых из Большой Константиновки Валентина была первенцем. После родились еще четыре сына. И мать, и отец были людьми трудолюбивыми и добросовестными, чему учили и детей. В местном колхозе «Родина» Михаил Григорьевич работал диспетчером, Вера Дмитриевна – разнорабочей. Вся семья помогала ей полоть свеклу, мак...
Души не чаяли во внуках дед Григорий и бабушка Анисья. «Дедушка у нас строгий был, а бабушка — очень доброй! Бывало, тайком от деда положит нам с братом Колей пятаки в карманы. А мы — довоольные! Бежим в кино!» — вспоминает Валентина Михайловна. Кстати, новорожденную дочку Михаил Григорьевич зарегистрировал пятым января вместо четвертого. Чтобы, говорил, на одни пятерки училась. Шутки шутками, а как в воду глядел! 7 классов Шпановской школы Валя окончила на отлично. Учиться ходила из Киевки, за 3 километра. В непогодье классная руководительница, жена директора школы, оставляла девочку у себя. Валя играла с детьми, вместе учили уроки. Страстно захотелось ей поскорее вырасти и непременно стать учительницей, как Надежда Алексеевна!
«Помню, урок физики идет, — вспоминается Валентине Михайловне момент из школьной жизни. — Учительница объявляет: «Дети, скоро будет полное солнечное затмение – редкое явление в наших широтах…» Как мы готовились всем классом, как с нетерпением ждали! Стекла коптили, чтоб на солнышко смотреть. А в назначенный день выбежали, стекла навели – не дышим. Только раз довелось мне такое видеть…»
Там, где юность шла тропой
Восьмой класс Валентина окончила в Большой Константиновке. Давным-давно отослала документы в приемную комиссию педучилища, а вызова до сих пор нет! И девушка поехала в город сама. Нашла на площади Куйбышева красное двухэтажное здание, собралась с духом. «Дааа, — сказал директор училища, глядя в Валин аттестат, – Оценки у тебя замечательные! Учительницей стать хочешь? А экзаменов не боишься?» В тот же день девушка написала диктант, а на следующий – сдала математику. И в этот раз, и еще не единожды в своей жизни, доказывала Валентина, что каждый человек в какой-то мере — кузнец своей судьбы.
В 1966 году молодая учительница начальных классов уехала в Алексеевку. Село ей было родным, там жили бабушка Ольга и дедушка Егор, мамины родители. В детстве Валя частенько у них гостила. На одном из вечеров в сельском клубе заприметил девушку бравый парень Анатолий. Познакомились. По душе пришелся Вале молодой человек. Влюбилась без оглядки. После свадьбы Валентина уехала к мужу, в соседнее село Вороний куст. Учила мальчишек и девчонок местной школы. В коллективе всегда была на хорошем счету. Молодого педагога уважали, ставили в пример.
Оренбургские страницы
…Промозгло и ветрено в весенней степи. Ни одного деревца на многие километры, только ширь неоглядная. Белым-бело, аж глазам больно. На санях люди едут. Укутались, молчат. Вдруг разрывает тишину красивый женский голос: «Родины просторы, горы и долины. В серебро одетый зимний лес грустит... Едут новоселы по земле целинной, песня молодая далеко летит…» Все громче и громче поет Валентина. Уж и другие подтянулись. Веселей стала дорога. «Сидят все тихонько. Насупились, – вспоминает она далекий путь в Оренбург. –
Дай-ка, думаю, спою. Я петь очень любила».
В те годы освоение целины было чуть ли не самым масштабным проектом Советского Союза. Программа охватывала миллионы гектаров земли, больше половины их пришлось на казахстанские степи. Во всех уголках страны висели листки с воодушевляющими призывами. Одно из таких объявлений и попалось Анатолию Степановичу на глаза. «Почему бы не попробовать?» – размышляли супруги. Домишко у них старенький, а там новые квартиры обещали. Работа будет. Дело молодое. Решили – сделали! Быстренько собрали двухмесячную дочку, уложили по чемоданам нехитрые пожитки и отправились навстречу новой жизни. Весна 1970 года встретила их необъятным простором степей, сплошь устеленных дикими тюльпанами. Желтые, сиреневые, вишневые… Охапками несли их молодой учительнице ученицы Богдановской школы Акбулакского района. В одной из классных комнат жила молодая семья Черновых. А в другой – шли занятия. И вроде бы все хорошо, муж учетчиком устроился. Народ кругом хороший, добрый. Целый ряд домов недостроенных вдалеке возвышается – улица растет! Вот только дочка Ирина болеть стала часто… Только хуже становится. Забила тревогу Валентина. Оказалось, недалеко находился Байконур, а на нем – летные испытания проходят. Поехала она в районо писать заявление. А руководство – в штыки. Уговаривает, любой приглянувшийся дом обещает. «Нет, — говорит Валентина, — мне учиться надо, в институт поступать». У нас и тут есть, — в Оренбурге», — не унимается заведующий. – Кое-как, но уговорила его Валентина. Так, прожив 4 месяца в степях, вернулись Черновы домой.
Заветы Нины Ипатьевны
Вновь переступила порог родной Константиновской школы Валентина Михайловна уже учительницей математики. Был это 1970 год. Директорствовала в школе Нина Ипатьевьна Воробчук. Суровая, требовательная, работать было непросто. Но талант и искреннюю любовь к профессии в молодой учительнице Нина Ипатьевна подметила сразу. Частенько говорила: «Смотри, Валентина, учись. Вот будешь директором, пригодятся тебе мои советы!» Та лишь светло улыбалась в ответ, не воспринимая сказанное всерьез. Пять лет супруги жили в школьной мастерской. Позже переехали в выделенный школой дом, родилась Светлана. Валентина Михайловна поступила в институт на географический факультет. «Одной рукой качала дочку, второй – писала контрольную, — вспоминает она те времена. Школа была большая, учились в две смены. Со всех окрестных деревень приезжали. Работал интернат. По вечерам спешила на занятия рабочая молодежь. В выходные ребят из Алексеевки педагоги провожали сами. Транспорта не было, а идти далеко — 12 километров. Мало ли что по дороге может случиться.
В 1985 году в Большой Константиновке открылась новая просторная школа. К этому времени Валентина Михайловна преподавала географию и немецкий язык, была завучем. А через три года сменила директора школы Владимира Игнатьевича Теребинова. Тогда-то и вспомнились ей заветы Нины Ипатьевны. Забот на новом посту хватало. Успешно преодолевая трудности, Валентина Михайловна вела «школьный корабль» и в нелегкие девяностые. При ней учителям разрешено было завести домашний скот, что долгое время было под строгим запретом, дабы не отвлекать педагогов от учебно-воспитательного процесса.
С большой добротой отзывается Валентина Михайловна о своих коллегах, с которыми ей довелось работать: «Талантливые, хорошие люди были рядом, работали дружно, всегда друг другу помогали...» А какой был хор в Константиновской школе! Как блистал на районных смотрах самодеятельности!
За свой труд и заслуги в образовании Валентина Михайловна получила бессчетное множество наград, почетных грамот, благодарностей. Ну а главная ее благодарность – теплые слова учеников, радость совместных с ними встреч, внимание и любовь множества знавших ее людей.
По родной стране
Свой предмет – географию – Валентина Михайловна преподавала с истинным удовольствием. Влюбленная в природу, своим ученикам она старалась передать то же, что и чувствовала сама — восхищение, заботу, стремление любить и беречь все живое на планете. Величие тайги и солнечные блики на морской воде, перекаты
звонких горных речушек и полярные белые ночи… Разве можно не восхищаться тем, что бескорыстно дарит нам мать–природа?!
Однажды поехали Черновы в гости к брату Анатолия, Федору. «В Печору (республика Коми) ехали через тайгу, — рассказывает Валентина Михайловна. — Стрелой летит поезд, ни одной остановки. Ирина маленькая. Поставим ее на стол, а за окошком, где заяц, где лиса промелькнет. Ирина смотрит, радуется! А тайга вся в воде стоит. Снег растаял, а вода не уходит. Тогда, чтобы железные дороги не заливало, рыли канавы для стока воды. Вышли мы с поезда, перешли по доскам через канаву. Нас уже Федор встречает». Летит за душевной беседой время, а вечер все не наступает. Глянула Валя на часы и ахнула – полночь, а на улице – светлым-светло! Люди ходят, детвора шумит. На всю жизнь запомнились ей белые северные ночи!
Как-то профсоюз выдал Валентине Михайловне путевку в пятигорский санаторий – поправлять здоровье. Тогда она впервые летела на самолете. Любовалась городом со знаменитой горы Машук. А если выдавалась ясная погода, во всей красе представал перед туристами величественный Эльбрус и Главный Кавказский хребет. А еще приятно удивил Валентину ассортимент советских южных магазинов. Чего там только не было! И детское питание, и одежда – для того времени настоящие сокровища.
Надежный тыл
Дочки Черновых вышли замуж за местных парней. Обеим родители помогали строить дома. Ирина стала бухгалтером, окончила Димитровградский сельскохозяйственной техникум. Работала в колхозе, в сельской администрации, после продавцом в РайПО. У нее трое детей. Старший, Костя, исколесил вдоль и поперёк по несколько раз всю страну, на большой машине возит разные грузы. Средний живёт с семьёй в Самаре, воспитывает дочь и сына, младшая учится в 11 классе Кошкинской школы. Сейчас Валентина Михайловна нуждается в постоянном уходе, и Ирина всегда рядом с мамой.
Бойкая, веселая Светлана с детства мечтала стать воспитательницей, отучилась в педагогическом училище и устроилась в колхозный садик «Пчёлка». Но потом садик закрыли и её назначили директором сельского Дома культуры. Светлана заочно окончила училище культуры и Самарскую академию культуры и искусств. Работала педагогом-организатором в школе, преподавала географию. А после 22 лет работы в школе вновь вернулась в сельский очаг культуры. Светлана с мужем воспитали 4 приемных и продолжают воспитывать ещё 4 приемных детей, есть внучка.
Часто вспоминают дочки о любимом папе, Анатолии Степановиче. «Отцом он был замечательным! Вспыльчивый, но быстро отходчивый и совсем не злопамятный. К работе своей всегда относился ответственно. Рыбалку любил, внуков всегда брал с собой. С удовольствием работал в саду, огороде. Сам капусту квасил. Она у него получалась очень-очень вкусной, хрустящей…» Всегда и во всем поддерживали друг друга супруги. Всего в жизни добились сами, помогали детям.
Богатая бабушка Валентина Михайловна! У нее 11 внуков, 2 правнучки и 1 правнук. Все свое время и частичку души она дарит им, оберегая своей любовью их жизненный путь.
О. ШИДЛОВСКАЯ.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.