Меню
12+

«Северные Нивы», газета Кошкинского района Самарской области

24.12.2019 07:39 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 1 от 07.10.2016 г.

О личности в культуре

Духовая музыка в нашем районе имеет давние традиции.

Духовая музыка в нашем районе имеет давние традиции. По словам старожилов, в довоенные годы духовые оркестры были не только в Кошках и Елховке, но практически во всех колхозах района. Без них не обходился ни один праздник, демонстрация или митинг. Но особенно велика была его роль в военные годы, когда, провожая или встре чая бойцов, неизменно звучал духовой оркестр. В 1954 году в качестве поощрения за хорошее развитие художественной самодеятельности отдел культуры приобрел для РДК комплект духовых инструментов.

Первым его организатором и руководителем был музыкант В.Е. Ведищев. В то время кроме баяна и радиолы никакой музыки не было. Потому появление в районном центре духового оркестра было восторженно встречено публикой. Его можно было услышать на демонстрациях, митингах, молодежных вечерах. За свою творческую судьбу он претерпел немало изменений, был и период распада. Но в 1972 году, с приходом в РДК выпускника Куйбышевского культпросветучилища, сызранца Алексея Дмитриевича Царева, жизнь его вновь возродилась. Начался новый виток творческого вдохновения оркестра. Страстный любитель духовой музыки, прекрасный педагог и организатор, человек глубокой внутренней культуры, обладатель тонкого художественного вкуса, Алексей Дмитриевич сумел создать яркий творческий коллектив, объединив совершенно разных людей в большую и дружную творческую семью. В оркестр приходили в основном ребята музыкально не подготовленные, и перед педагогом стояла непростая задача — воздействовать на умы и сердца воспитанников, приобщить их к художественной культуре, к духовному и гражданскому становлению.

Благодаря невероятной энергии и таланту руководителя в том же 1972 году молодые оркестранты уже выступали на областной сцене, став участниками конкурса в честь 50-летия образования СССР. За достигнутые творческие успехи были награждены первым Дипломом лауреатов. Высокое исполнительское мастерство показали духачи в 1983 году, когда оркестр был награжден Почетной грамотой оргкомитета области. В 1985 году в честь 40-летия Победы в ВОВ оркестр стал обладателем Диплома лауреатов Всесоюзного смотра-конкурса и дипломов союза композиторов, Военного оркестра службы Министерства обороны СССР. А еще через два года – в 1987-ом — получил звание Народного.

Со временем оркестр стал одним из лучших самодеятельных творческих коллективов, объединившим земляков начиная с пятиклассников и заканчивая убеленными сединой мужчинами. Периодически состав обновлялся, на смену выпускникам приходили юные исполнители. Заметной помощи со стороны отдела культуры не было, так что коллектив по большей части держался на энтузиазме и беззаветной любви к музыке руководителя, его кропотливой работе, упорстве и настойчивости. В каждом своем ученике Алексей Дмитриевич умело развивал творческие способности, учил понимать и любить музыку, формировал художественный вкус, расширял кругозор. Многим выпускникам оркестра за эти годы руководитель сумел привить такую любовь к оркестровой музыке, что они, получив музыкальное образование в средних и высших учебных заведениях, стали настоящими профессионалами. Например, выпускник В. Карташов после окончания института культуры играл в духовом оркестре штаба ПриВО, всегда поддерживал тесную связь с коллективом, оказывал помощь нотами, литературой, учебными пособиями. Сегодня он преподает в Академии культуры и искусства. Мельников Евгений – музыкант тромбонист Самарского военного оркестра.

Среди участников оркестра были Н. Кутузов, В. Царев, А. Готин, А. Михалченко, В. Федулов, Н.Васильев, А. Рубцов, И. Емельянов, А. Стрельников, И. Денисов и многие –многие другие. Талантливый педагог взрастил целую плеяду не менее талантливых музыкантов, которых научил трудиться, совершенствоваться и побеждать!

Долгие годы Алексей Дмитриевич являлся участником агитбригады «Колос». В составе ее выступали директор РДК Н.К. Липатов, методист по культпросветработе Н.Д. Осипова, кадровик управления культуры С.Н. Лопухова. Аккомпанировал А.М. Васильев. «В разгар полевых работ организовывали по 5-6 концертов в день, в каждом отделении, — вспоминает Серафима Никитична Лопухова. — А вечером — большой концерт на центральной усадьбе. Работали без устали и с огромным удовольствием. И, надо сказать, все успевали!»

Многогранная душа Алексея Дмитриевича находила выражение не только в музыке, он был превосходным художником, мастерски владел плакатным пером, отлично разбирался в фотоискусстве и передавал свои знания ребятам. Даже всецело поглощенный работой, он неизменно оставался любящим мужем, прекрасным отцом, заботливым сыном. Семью свою, как бесценное сокровище, искренне и трепетно оберегал, заботился.

С женой Татьяной Яковлевной они познакомились в январе 1973 года, на танцах в старом РДК (на месте старого здания расположен магазин «Панстрой»), а в марте сыграли свадьбу. В гостеприимном их доме никогда не смолкали детские голоса. Каждого воспитанника Алексей Дмитриевич старался поддержать, переживал, принимал близко к сердцу его тревоги. В семье Царевых выросли замечательные дети: Владимир и Людмила. Живут они на Погрузной, все семейные. Радуют сердце Татьяны Яковлевны четверо внучат: Елена, Владимир, Анастасия и Егорка.

А.Д. Царев и поныне живет в сердцах множества людей, с которыми сводила его жизненная дорога.

Н.И. Кутузов

- В конце 60-х — начале 70-х, я и мои сверстники жили своей беспечной жизнью: улица, речка, зимой — лыжи, санки, коньки. Интересовало все новое и неизведанное, манило к себе любопытные молоденькие головы. Кто-то мастерил санки, умело привязывал коньки-фигурки к валенкам, кто таскал из дома спички и где-то вдалеке от жилища изготавливал стреляюще-пугающие устройства, а кто желал публичности и общения в большом кругу. И развернуться было где. Секции пестрили разнообразностью, кружки художественной самодеятельности распахивали гостеприимные двери. Все это вспоминается с большим удовольствием. И в первую очередь те, кто открывал детворе двери, кто жил с ними одной семьей, переживал неудачи и радовался пусть не значительным, но успехам. И это замечательные во всех отношениях люди — ВОСПИТАТЕЛИ детских душ. И их много было. И из старшего поколения, и из молоденьких специалистов – выпускников училищ культуры и других образовательных учреждений. И среди этого большого списка есть имя и оно особо значимое — Алексей Дмитриевич Царев. Наследство ему досталось небольшое, в виде инструмента и нескольких подростков, занимавшихся у Ивана Ивановича Минеева — чудесного музыканта-баяниста. И нужно было, чтобы дети, кто пришел к нему, а раньше это называлось «записался», были открыты и доверяли ему. И это у А.Д. Царева получилось . Так вот представьте. После школы мы прямиком шли в класс, топили печь и занимались музыкой. Нас было много и со всеми нужно было найти общий язык, что Алексей Дмитриевич прекрасно делал.

Теперь с высоты прожитых лет не перестаю восхищаться его умением научить детей музыкальной грамоте и игре на духовых инструментах. Конечно, были далеко не профессионалами, но какая была гордость! Ведь нам доверяли играть гимн Советского Союза! А маршами и вальсами мы с удовольствием поднимали настроение наших земляков.

Мне пришлось отлучиться на 1,5 года и он писал письма мне и делился успехами коллектива. А когда пришло время завести семью, коллектив подарил ему большую куклу. Финансирование было, как и во все времена, слабое, а он находил новые темы, новые приемы для общения с воспитанниками, и дети тянулись к нему. В перерывах между игрой на репетициях он увлекал игрой в шахматы, шашки и даже учил фотоделу и скажу, очень располагал к себе умением все делать аккуратно. А наш класс как он оформил! Сколько было написано от руки нот. Книга под сто произведений и для 15 инструментов. На стенах — наглядная информация музыкальной грамоты, портреты великих композиторов. Приятно было послушать духовую музыку из проигрывателя. Желание быть рядом с этим человеком не угасало. И сейчас, вспоминая, как мальчишки играли на инструментах, по-доброму улыбаюсь. Каждый играл, правда, с таким вдохновеньем, ровно заслуженный артист! И на самом деле для Народного духового оркестра, официально подтвержденного, открыто с его помощью много площадок. В то время играть на местном концерте, на площади села или на площадках района для нас было делом обычным и приятным. Не менее приятными были и организованные Алексеем Дмитриевичем празднования дней рождений участников коллектива. Конечно, со стороны помощи не было, но он умел организовать сладкий стол и даже подарок каждому имениннику. И дальше — больше. Он повез нас на большую сцену — Оперный театр г. Куйбышева! До этого мы играли на площадках в парках и скверах города, выступали в Домах культуры на конкурсах, но об этом никто и не мечтал... Пишу о жизни коллектива, а перед глазами наш уважаемый руководитель, товарищ, друг. И все эти синонимы — не лукавство. Мы знали, как и чем он живет, он знал о нас все. Жаль, болезнь не дала ему сейчас восхищаться результатами своей работы, а точнее результатами своими… Ведь многие, повзрослев, занимались и занимаются музыкой. И район рукоплескал ему и в других жанрах на сцене. Он был истинным работником культуры. В поведении, общении в мыслях и во всем другом он был воспитанным.

С.Н. Иренева

- Я пришла работать в РДК в 1980 году. Молодая, без специального образования. Поступила в институт культуры — ГИК, теорию изучила, а вот практике, да ещё какой, училась у Нины Дмитриевны Осиповой и Алексея Дмитриевича Царева. Нужно заметить, что коллектив РДК состоял из специалистов, выпускников Самарского культпросветучилища — " кулька", получивших очень хорошие знания по специальности (и Алексей Дмитриевич, и Н.Д. Осипова, и Анатолий Михайлович Васильев, и Николай Кириллович Липатов, и Серафима Никитична Лопухова были профессионалами своего дела, а были-то всего на лет 10-15 старше нас). Вторая половина коллектива — это мы, молодёжь: Юбкина Лариса, Федулов Владимир, Зубов Виктор, Заживихина Тамара, Изенева Елена, Кульков Владимир, Готин Александр и я. Работать было очень интересно! Что только мы не вытворяли! Капустники, вылазки на природу, молодёжные мероприятия. Все молодые, талантливые. В то время в Кошках, да и в деревнях, было много желающих обучаться чему-либо, были кружки по интересам для взрослых участников художественной самодеятельности. После работы и выходные дни люди занимались в хоре, духовом оркестре, хореографическом, вокальном, театральном кружках, не считая "прочие" (политические, шахматные, литературные , кино и т.п.) Каждый из нас вёл кружок, взрослый и детский. Я вела вязание, и немало тетенек ходило, пыхтело, старалось! Как мы все успевали делать?! Кошкинский район был огромный (вместе с Елховской зоной). Зимой — масса важных мероприятий, начиная с празднования 7 ноября и заканчивая Первомаем. А с начала посевной и до уборочной — агитбригада. Колесили из конца в конец района, по несколько концертов в день. Тогда, в советские времена, «культпросветчики» освещали ход полевых и сельскохозяйственных работ, с нами постоянно выезжали инструкторы райкома партии и комсомола. Мы принимали телефонные сводки и выпускали стенгазету "Молнию", которую заполняли ежедневными показателями и фамилиями передовиков, вывешивали на стендах в колхозах. Интересное же было время! Как говорится, и швец, и жнец, и на дуде игрец! На танцы и концерты в РДК набивалась такая масса народа! Неизменными ведущими были любимые всеми Нина Дмитриевна и Алексей Дмитриевич. Зрители большей частью ходили на них. Они не просто объявляли "следующий номер", а так умело заполняли паузы конферансье, что зрители ждали следующего их выхода! Часто играли семейную пару, сценку, с небольшим комическим сюжетным эпизодом, как в жизни (например, заначка). Многие так и думали, что они семейная пара. Татьяна Яковлевна Царева, когда наведывалась в РДК, тоже в шутку так говорила. Как я любила ту атмосферу внутри коллектива, за сценой. Столько было юмора, шуток, смеха, взаимопонимания, творчества, когда шли репетиции и мероприятия! Вот один из таких моментов. Алексей Дмитриевич был приглашён на областной конкурс, и оркестр занял там первое место. Все рады, Царёв гордый! А тут как раз намечался капустник к 23 февраля. Сочинили мы частушку "Завоёванною славой Дмитрич очень дорожит, духовой оркестр играет, аж гараж в РайПО дрожит!» (Кабинет Царёва выходил окнами на старый деревянный гараж РайПО). Звонит мне утром А.С. Свирипов, начальник РайПО, спрашивает про частушку. Я ему рассказала, петь не осмелилась, грозный был дяденька! На следующий день начали ремонтировать гараж, ворота новые сварили. Утром приходим на работу — нет гаража, сгорел, одни ворота и батареи по периметру остались. Построили новый, кирпичный.

Кроме работы на зрителя, была ещё и внутренняя жизнь коллектива. Алексей Дмитриевич был неизменным председателем профкома, корректный, невозмутимый, красивый, всегда при галстуке – красавец! Он всегда называл свою жену Татьяна, Татьяна Яковлевна или Танечка, детей — Людочка и Вовочка. По-другому я не слышала. Очень любил кулинарить и так самозабвенно рассказывал о новых блюдах! Вообще был очень аккуратным. Есть люди-копилочки, вот он был таким. Все бережно сложено, развешено, расставлено. У него был идеальный почерк, великолепный шрифт! Он занимался оформлением стендов и лозунгов, а их было много, ко всем советским датам и событиям. Все приходилось писать вручную, кистью и пером. Что касается его увлечения оркестром — это целая жизнь! Я помню, как он вытягивался в струну и шевелил усами, наигрывая про себя мелодию, когда слушал оркестровую музыку с пластинок. Как "горел глаз" на репетициях своего коллектива, радовался, когда приглашали на конкурсы. Водил знакомства с руководителями и дирижёрами разных оркестров области, ПРИВО. Состав его оркестра был смешанным и по возрасту, и по участникам. С подростками он приводил репетиции отдельно, они поначалу учились дудеть по нотам, громко, истошными звуками, как слоны в зоопарке, на весь РДК. А потом все тише и стройнее... Он как-то незаметно набирал мальчишек отовсюду, часто из ГПТУ -57. Помню, каждую осень, нет-нет, да и случались мелкие карманные кражи. Шум не поднимали, уже знали: Царёв привёл новых ребят с улицы. Проходило два-три месяца, и эти разношерстные лохматые пацаны становились красавцами -парнями, вежливо здоровающимися и аккуратно вытирающими обувь на входе. Как он это делал?!

Его коллектив был клубом в клубе. Он мог так организовывать свободное пространство и время, что участники и воспитанники оркестра были увлечены какими-то общими интересами. Часто внутри коллектива шли шахматно- шашечные турниры, велись дискуссии на разные темы. Он мог увлекать интересами, хотя о своих увлечениях никогда не хвастался. Вообще был очень скромным человеком. Успехам своих воспитанников гордился и радовался. Они всегда приезжали и писали ему письма. Он живо интересовался их творческой жизнью. Потом он ушёл, заболел, оркестр распался, и лишь один раз, через несколько лет собрался, репетировал и играл для своего руководителя , но уже без него...

А.А. Готин

- Я пришел в духовой оркестр в 1975 году. Играл на тромбоне. Я уже знал ноты, так как окончил музыкальную школу, и мне было не так трудно осваивать инструмент. «Дмитрич» — так мы звали руководителя оркестра – был очень увлеченным человеком, любящим свое детище. В то время была очень большая проблема найти партитуры произведений для оркестра, и Дмитрич все же находил эти партитуры, переделывал их под наш состав. В итоге в репертуаре насчитывалось свыше ста произведений: марши, вальсы, песни... Оркестр принимал участие в концертах, где аккомпанировал солистам: Серафиме Никитичне Лопуховой, Геннадию Тимофеевичу Савостину. Выезжали на конкурсы, фестивали в г. Отрадный, Самару, Тольятти. Принимали участие в районных и областных праздниках. Выезжали в парк «Победы», парк Горького, Загородный парк. В день Победы оркестр был одним из главных действующих лиц, под игру оркестра проходил парад, демонстрация, танцы в парке.

Но в начале 2002 года у оркестра начались проблемы. Заболел Дмитрич. Пропустили очередную защиту звания, исчезли основания для содержания коллектива. Администрация района коллектив не поддержала, решив сэкономить, и он исчез. Восстановить такой коллектив сложно. Чтобы оркестр заиграл, надо 5-6 лет работы с детьми, обучить их извлечению звука, читке нот с листа и т.д. Это огромная работа.

О. Шидловская.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

175